Трал для иваси: как на Шикотане добывают тихоокеанскую сардину (ДВК, 25 октября 2023 г.)

В этом году на Курилах ждут рекордных уловов тихоокеанской сардины иваси. Той самой, которую в советские годы всенародно называли селёдкой. Нам удалось увидеть, как на острове Шикотан добывают и доставляют на берег эту популярную рыбу. Сложная, интересная рыбалка. И в первую очередь, это история о тружениках моря, чья работа часто остается в тени больших событий.

Выйти в море, чтобы увидеть технологию добычи сардины, нам помог экипаж траулера «Торон» и его капитан Евгений Шабанский. Задача промысловиков —  найти рыбу и максимально быстро доставить улов на завод. Этот путь нам предстоит пройти. Общие объемы добычи иваси впечатляют: рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» в сутки перерабатывает 500-600 тонн рыбы-сырца. Промысел и береговая переработка рыбы здесь идет днем и ночью, в любую погоду. Наш рейс длился одни сутки — от заката до заката.

Средний траулер-рефрижератор «Торон», порт приписки Невельск, владелец: ГК «Гидрострой».

Рыбаки океана

Средний траулер-рефрижератор (СТР) «Торон» — судно норвежской постройки, принадлежащее группе компаний «Гидрострой», было спущено на воду в 2000-м, на Шикотане работает с 2017 года. Длина траулера — 45 метров, экипаж — 12 человек. СТР способен добыть и перевезти на борту до 500 тонн рыбы. В среднем за один выход в море при удачных обстоятельствах вылавливают около 200 тонн сардины иваси. Промысел ведется в водах Тихого океана, в Южно-Курильской зоне, в центре которой и находится остров Шикотан.

Судно выходит на рыбалку из бухты Крабовой на закате дня. Пока отшвартовываемся от причала, есть время поговорить с членами команды.

Сахалинец Евгений Шабанский, капитан траулера «Торон».

 

Капитан СТР «Торон» Евгений Шабанский трудится в компании «Гидрострой» уже 20 лет, прошел путь от работы в трюме до капитанского мостика, капитанский опыт — семь лет. Живет в Холмске.

Почти все члены команды — дальневосточники, в большинстве жители Сахалинской области и Приморского края. «Если спросите о работе команды, то я же их хвалить начну! А этого на рыбалке делать нельзя… — говорит капитан и умолкает на минуту. — Они у меня самые ценные. На мостике дежурят люди, которым я доверяю как самому себе. Весь экипаж работает слаженно, сейчас на борту только надежные профессионалы».

Старший помощник капитана — Виталий Васькин, по словам руководства, специалист высшего разряда, работает в море «всю свою сознательную жизнь».

Житель Приморья Артем Лапин, второй помощник капитана.

 

Второй помощник — Артем Лапин — на «Тороне» третий год, но в отрасли с 1990-х. «Первая моя задача — накормить экипаж», — смеется Артем, уходя от серьезного разговора. На самом деле именно он отвечает за безопасность на судне.

Роман Гоненко, матрос. Живет в Углегорске.

Сахалинец электромеханик Александр Фокичев.

 

С особым уважением коллеги говорят об электромеханике Александре Фокичеве, называя его «главным специалистом Сахалина, Курил и Камчатки».

Старший механик Дмитрий Креклин. Живет в Приморье.

 

Старший механик Дмитрий Креклин отвечает за машинную команду и «сердце» судна — центральный пост управления всеми механизмами. В подчинении у него механическая служба: второй механик Сергей Клочко, третий механик Александр Артемьев и уже известный нам Александр Михайлович. Они, как врачи, отвечают за общее здоровье судна — отслеживают распределение электроэнергии генератора, давление, температуру и многие параметры жизнедеятельности.

Приморец Юрий Легостаев, мастер добычи.

 

Важнейший человек на судне — трал-мастер или мастер добычи Юрий Легостаев — отвечает за промысловое вооружение, постановку трала и выборку рыбы. Не менее важны в работе боцман и матросы Денис Смирнов, Александр Бурков, Роман Гоненко, и, конечно, повар Алексей Орлов. Работают вахтами согласно графику, в случае авральной сигнализации все на посту. Дисциплина, как на военном корабле. Конечно, любимое место рыбаков — кают-компания и столовая. Кормят отлично, как в ресторане! Всегда на столе есть салаты на выбор, первое, второе, компот, разнообразные фрукты и свежайшая выпечка.

Где гуляет сардина иваси

Южно-Курильский пролив — здесь начались наши приключения. Поиски скоплений иваси стороннему наблюдателю покажутся увлекательным квестом с прятками и догонялками сказочно шустрой рыбы.

На капитанском мостике нет привычного штурвала, его роль здесь выполняет главная навигационная консоль, похожая на ту, что в кабине самолета.

Эхолот показывает картину идущих рядом косяков сардины иваси в виде красных пятен.

 

Современное оборудование позволяет видеть глубину моря, толщину грунта, управлять всем траловым комплексом. Эхолот и гидролокаторы дают картину идущих рядом косяков рыбы, отражаясь на экране в виде красных пятен.

Переход до точки постановки трала обычно занимает несколько часов. Наконец, пришли косяки рыбы, и от капитана поступает команда выходить на постановку трала. В этом участвует вся команда, процесс занимает около 20 минут.

Трал готов к работе.

 

На приборах можно видеть раскрытие трала, что позволяет судну повернуться так, чтобы суметь «наехать на косяк» и загнать рыбу в сеть. За движущимися красными всполохами на мониторе штурман следит неотрывно, контролируя скопление и движение стаи. Процесс траления может длиться от двух до нескольких часов, любая ошибка чревата потерей части улова. Пугливая и стремительная иваси быстро меняет направление, угнаться за ней требует большого труда и терпения.

И вот срабатывает датчик наполнения, капитан принимает решение о выборке трала. В нашем случае эта заветная команда поступила в 9 часов утра.

Первыми из воды выходят тяжелые (каждая по 3,5 тонны) железные траловые доски.

Из воды поднимаются железные траловые доски.

 

Как рассказал мастер добычи Юрий Легостаев, они служат для раскрытия трала за счет сопротивления воды.

«…А дальше тянем трал, отсоединили доски, мотаем кабели, мотаем трал на барабан. Затем подтаскиваем мешок к борту и поднимаем на палубу, подсоединяем к насосу. Насос начинает работать и гонит воду в шланг. Рыбу засасывает вместе с водой, и она идет по трубе прямо в бункеры», — коротко рассказал суть процесса мастер добычи.

С помощью компрессора рыба из сети по трубе поступает в бункер, оттуда заливается в трюмы.

Выливка улова. За ночь СТР «Торон» добыл 160 тонн сардины иваси.

 

Полные трюмы

На борту «Торона» есть восемь трюмов, в которые рыба наполовину с водой поступает поочередно. В бункере установлена решетка-рыбоотделитель, благодаря которой вода сливается в море, а рыба по лотку скатывается в трюм. По мере заполнения одного, переходит в другой. В самый большой трюм помещается 55 тонн иваси. Для нежной иваси, которая не выдерживает давления, важно соотношение воды и рыбы 50:50, в отличие, например, от более плотного минтая.

Процесс заполнения трюмов завершен, и капитан получает от руководства команду возвращаться на берег. Чем меньше времени пройдет от вылова до сдачи улова, тем выше качество рыбы.

Тихоокеанская сардина богата жирными кислотами Омега-3, замедляющими процесс старения организма.

 

Ивась — так называют сардину и промысловики, и рыбообработчики. Нагулянный ивась весит более 100 граммов, сейчас средний вес рыбы составляет 60-70 граммов. Самый ходовой размер сардины иваси в России — 80+.

На исходе дня мы возвращаемся домой. За ночь СТР «Торон» добыл ни много, ни мало — 160 тонн сардины иваси. Команда помнит дни, когда рыбацкая удача приносила им по 300 тонн в сутки.

Рыба — это жизнь

О рыбацком характере. И капитан, и вся команда оказались людьми немногословными, морских историй не рассказывали, на вопросы отвечали бесхитростно, сдержанно. Суровые, на первый взгляд, люди. Однако по мере заполнения трюмов рыбаки стали добрее. «Знаете, на что можно смотреть бесконечно? На воду, огонь, и на то, как рыба льется в трюм», — улыбается капитан.

Погода безветренная, абсолютно синее море. Вокруг — мили воды до ближайшей земли.

Вулкан Тятя, остров Кунашир.

 

В это утро мы наблюдали красоту предрассветного вулкана Тятя на острове Кунашир, очертания которого видны из любой точки, куда бы ты ни шел. Евгений Шабанский вспоминает, как поднимался на его вершину. На подходе к бухте Крабовой Александр Фокичев добродушно рассказывает о достопримечательностях здешних скальных берегов, а с Александром Бурковым мы наблюдаем, как перед носом судна несутся дельфины. Шикотан — удивительный остров.

«Что самое сложное в моей работе? Сплю по 16-18 часов в неделю, постоянно нахожусь на мостике. Надоели вечные швартовки. Но когда видишь улов, приходит чувство удовлетворения. Рыбацкую удачу приносит не ветер, а опыт работы и слаженная команда. Вы сейчас уйдете, а у нас все останется по-прежнему. Сдадим рыбу и снова в море, работать и работать», — говорит на прощание капитан.

Рыбацкую удачу приносит не ветер, а опыт работы и слаженная команда.

Чем меньше времени пройдет от вылова до сдачи улова, тем выше качество рыбы. Улов сдан, «Торон» готовится вновь выйти в море.

 

Рутина, жизнь по сигналу. И так месяцами. Промысловики верят в морские приметы, знают цену времени, и считают дни до возвращения домой, в минуты отдыха перелистывая в телефоне фотографии близких людей. Экипаж работает в море около полугода. Вернулись с рыбой — значит, будут деньги. И это важно для всех.

На промысле иваси в РПК «Крабозаводск» сейчас работают пять судов. В водах вблизи острова Кунашир мы встретили еще десяток траулеров, ведущих промысел сардины, без улова не останется никто. Это свидетельствует, что с восстановлением популяции этой рыбы в наших водах все в порядке. Ученые до сих пор спорят о причинах периодичности ее то появления, то исчезновения в Тихом океане. И прогнозируют: иваси будет с нами еще много лет, ее запасы будут расти. Доказано, что тихоокеанская сардина богата жирными кислотами Омега-3, замедляющими процесс старения организма. Эта рыба нам нужна.

Траулер «Торон» в 18 часов швартуется к пирсу завода. Через 20 минут свежая рыба по транспортеру с помощью специальных насосов отправится в цех на сортировку. Продукция хорошего качества уйдет на заморозку, остальная на производство рыбной муки и жира. Какие этапы превращения в свежемороженую продукцию проходит иваси — отдельная история.  

Чудеса природы

Учитывая аномально теплую осень, еще теплее, чем в 2022 году, ивасево-скумбриевая путина на Шикотане может продлиться до декабря. Напоследок история, которую рассказал журналистам Александр Маринин,  директор РПК «Крабозаводск» (ГК «Гидрострой»).

Александр Маринин,  директор РПК «Крабозаводск» (ГК «Гидрострой»). Фото: Максим Федоров.

 

В прошлом году 30 декабря рыбаки трех судов — «Торон», «Торлэнд» и «Гиннетон» вместо запланированных селедки и минтая добыли в Южно-Курильском проливе 1100 тонн скумбрии. За весь сезон, с августа по декабрь, рыбаки не смогли наловить ее столько, сколько за одни сутки! Партию рыбы ночью 1 января привезли на завод, подняли по тревоге рыбообработчиков и вместо празднования Нового года перерабатывали скумбрию. Рыбацкая удача непредсказуема.

Рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск» в сутки перерабатывает 500-600 тонн рыбы-сырца. Промысел и береговая переработка рыбы здесь идет днем и ночью. Фото: Максим Федоров.

Елена ГЕРЦЕН, фото автора.